Варвара В. Сидорова О некоторых проблемах образования в области терапии искусствами в России и за рубежом. Опыт Университетов США. | Artstherapy

Варвара В. Сидорова О некоторых проблемах образования в области терапии искусствами в России и за рубежом. Опыт Университетов США.

Варвара В. Сидорова О некоторых проблемах образования в области терапии искусствами в России и за рубежом. Опыт Университетов США.



Варвара  В. Сидорова 

О некоторых проблемах образования в области терапии искусствами в России и за рубежом. Опыт Университетов США. 

               Совершенно невозможно игнорировать тот факт, что интерес к терапии искусствами (арт-терапии как обобщенно ее называют в России) в последнее десятилетие неуклонно растет.  Об этом свидетельствует увеличение числа конференций, проводящихся по различным темам, связанным с терапевтическим потенциалом искусства,  увеличение числа сайтов по практической психологии в русскоязычном интернете, где среди прочих  психотерапевтических услуг предлагаются услуги арт-терапевта. То, что предлагается под этим наименованием скорее можно было бы назвать психотерапией с  использованием отдельных элементов творчества  в психотрепевтическом сеансе в составе или на базе других психотреватических подходов в зависимости от предпочтения и полученного образования автора. Это может быть сочетание рисунка с гештальтетпрпий психодраммой,  процессуально-оринетриоврованной психотрепии.  Исторически сложилось так, что вышеописанные психологические школы в России появились, закрепились и широко развернулись (одних только гештальтинститутов в Москве насчитывается около десятка, не говоря о многочисленных печатных изданиях по гештальтерапии и психодраме)  раньше чем терапия искусствами и особенно  арт-терапия.  То есть в том понимании в котором терапия искусствами существует на Западе и в США в России  данное направление  пока только развивается. 

                   В России же были разработаны и активно внедрены свои аутентичные формы  терапии связанные с  применением искусства и творчества в психотерапии и психиатрии. Это авторские школы не имеющие аналогов за рубежом. Хочется назвать хорошо известных читателям МПЖ имена Бурно (терапия творческим самовыражением), Назлояна Г.М. (маскотерапия),  Белякова ( артсинтезтерпия )   и т.д.  

                    Совершенно неоценимый вклад внес в развитие арт-терапевтического движения пионер и основатель арт-терапевтической Ассоциации в России  А.И.Копытин. Среди его обширной деятельности приглашение иностранных коллег для проведения обучающих программ и семинаров, представление России на различных  международных конференциях, имеющих отношение  к применению искусства в психотерапии, создание региональной сети, издание журнала «Исцеляющее искусство», создание первой образовательной программы по арт-терапии ( Санкт-Петербург), перевод и издание книг по   терапии искусствами.  

Имея психиатрическое образование   А.И. копытин делает акцент именно использовании арт-терапии в психиатрии прежде всего. Большое внимание уделяется психопатологической экспресии. Так по инициативе  А.И.Копытина России была представлена на Всемирном Психиатрическом Конгрессе  (2002) и только в секции арт-терапия.  

                 Также огромный вклад в развитие танцевально-двигательной терапии внесла Бирюкова И.В. Недавно Ассоциация Танцевально-двигательной терапии отпраздновала свое десятилетие.    Каждые два года  происходят конференции по танцевально-двигательной терапии, куда приезжают много  интересующихся людей из регионов и которые являются большим  событием для людей этой профессии.  Хотя, не смотря на это деятельность Специализации по Танцевально-Двигательной терапии Ассоциации на протяжении этих лет можно было охарактеризовать как достаточно закрытое сообщество. Однако стоит отметить, что трехгодичная специализация по танцевально-двигательной терапии выпускает высококлассных специалистов.  

              Стоит отметить, что как культурная столица, где сама атмосфера города способстовала процветанию искусств и художественных коммун,  Санкт-Петербург, идет в авангарде российского движения в области терапии искусствами. Об этом свидетельствуют  ежегодно в течении 12 лет проходящие в Психологическом центре «Гармония» арт-терапевтические конференции. Основтелем и инициатором подобных конференций была Марион Олсен  арттерапевт и к специалист в области кросс-культурных исследований (США), конференции, организуемые Российской Арт-терапевтической ассоциаций (А.И. Копытин). Также в Санкт-Петербурге стоит отметить деятельность Арт-терапевтического Товарищества (Н. Живиташвили) и активно развиваемого ими на база Русского Государственного Музея направления музейной арт-терапии.( фамилия организатора) 

                   Однако, В Москве практически не слышно отголосков этой конференции. Это свидетельствуют о достаточной степени разобщенности терапевтов искусствами и все еще их немного численности.  В связи с чем возникают разногласия в трактовке и использовании терминов, связанные с одной стороны с вольной трактовкой термина различными специалистами и с другой стороны отсутствием соглашения между российскими специалистами в единообразии перевода некоторых терминов с английского языка. Решение подобной проблемы видимо требует созыва специальной конференции.Так как специалисты и новаторы в этой области в России должны сами прилагать усилия, чтобы придать легальный статус широко распространяющейся сегодня методу. 

                  Методологические и терминологически перекрывания, связанные с термином арт-терапия объясняются прежде всего неверным переводом с английского и на это уже указывали ряд авторов в том числе  И.В.Бирюкова . На английском языке arts-therapy  переводится как терапия искусствами, это обобщенный термин, который описывает терапию с применением различных видов искусств, таких как куда как танец, живопись, музыка, театр. Соответственно отдельные специализированные направления терапий в области применения различных жанров искусства носят свои названия- танцевально-двигательная терапия, музыкотерапия, драма-терапия или театро терапия, арт-терапия. Под арт-терапией понимается узкое направление, подразумевающее работу с использованием только техник и  с изобразительного искусства - живопись, рисунок, лепка из глины.  

 

              Терминологические и методологические перекрывания связанные с термином арт-терапия или art-therapy (arts-therapy) характерны не только для России. В  Англии стране, где была создана первая арт-терпевтическая ассоциации (Британская арт-терпевтическая ассоциация 1965г)  продолжают разворачиваться дискуссии связанные с тем, какой термин ввести в качестве обобщающего термина, который бы наиболее точно описывал профессию. Джейн Дудлей считает, что арт-терапии следует изменить название арт-психотерапия,  и  соответственно  arts-psychotherapy  как обобщающий термин. (Вестник Британской арт-терапевтической ассоциации Декабрь 2004) 

 Такие тенденции связаны с через чур  широким использование термина арт-терапия, куда входит, например, терапия занятостью с использованием различного рода искусств и проведение которой не требует от специалиста глубокой психотерапевтической подготовки. Также это связано с неправильным бытующим представлением о работе  терапевтов искусствами (arts-therapists), как несерьезном  занятии  при котором  клиенты просто делают приятные вещи, такие как рисование и игра на музыкальных инструментах. С другой стороны сами арт-психотерапевты опасаются потерять искусство (art)  в психотерапии.      

            Существует много форм терапии искусствами  располагающееся на линии между чистой вербальной психотерапией и  тем, что принято называть искусством. Каждый специалист в различной степени для себя определяет процентное содержание  в своей работе.  Для официальных структур и образовательных учреждений также по разному решается данный вопрос. В какой мере терапевт в области искусствами должен быть действительно художником, артистом. В России, да и в других странах, человек сочетающий в себе  наличие глубокого уровня психологического образования, психотерапевтической подготовки и одновременно серьезного профессионального опыта в области художественной деятельности с  пониманием творческого процесса изнутри явление достаточно редкое. 

 Известно, что исторически терапия искусствами исторически развивалась с двух направлений. С одной стороны художники, замечающие терапевтический потенциал своих занятий и с другой стороны психотерапевты, желающие обогатить творчеством и использовать язык искусства психотерапетвичесий процесс. Наиболее явно эти две ветвеинаблюдались в США ( Маргарет Наумбург и Эдит Крамер) . В Британии – самой первой стране где была легализована данная профессия развитие  терапии искусствами шло по пути высокой специализации отдельных арт-дисциплин. Так существуют отдельные программы ( например, Гольдсмит Колледж), готовящие арт-терапетов, музыко-терапевтов, драмма-терапевтов, где часто специалисты в одной области терапии искусствами не имеют представления о работе их коллег в другой  арт-модальности. В Америке ситуация несколько иная. Вот как охарактеризоавала ее одна из пионеров терапии искусствами в США – Джудит Рубин: «Британцы, я думаю, привержены психоаналитической ориентации. Я считаю, что большое значение имеет то, кто начинает развивать арт-терапию в той или иной стране, и какова была их подготовка Британская арт-терапия претерпела совсем небольшие изменения и не так сильно развилась как американская, что связано с ее тесной связью с Национальной Системой Здравоохранения, политическими проблемами, необходимостью получения признания, разворачиванием арт-терапевтической подготовки. Американская арт-терапия – как сама Америка. Она очень разнообразна. Существует огромное число самых разных направлений.» (Джудит Рубин Исцеляющее искусство 2002 №4) 

Одним из таких направлений является интегративный подход , таким как мы его видим в Expressive Arts therapy, где один специалист получает подготовку и знакомится с  возможностями применения  разных арт-форм в психотерапевтической сессии. Некоторые Российские специалисты также видят ценность данного подхода «Для меня несомненно  то, что интеграция  разных арт-форм как в процессе профессиональной подготовки специалистов, так и в их практической работе  таит в себе колоссальные возможности» ( А.И. Копытин Исцеляющее искусство 2000  №4.с. 7) 

 

                Позвольте поделиться личным  опытом посещения некоторых образовательный учреждений США, готовящих специалистов в области терапии искусствами. 

Washington State University (Columbian College of Arts and Sciences)  

 Программа М.А.in art-therapy   существует в Университете с 1971 года. Это  одна из первых программ по арт-терапии в США и первой программой признанной Американской Арт-терапевтической Ассоциацией (AATA) Среди основателей программы была Эдит Крамер - одна из пионеров арт-тераевтического движения в США, художественный педагог по  образованию. Основной философией программы является убеждение в том, что  профессиональные  арт-терапевты  обладают способностью и навыками использовать искусство в терапевтических целях, путем предложения людям переживания нового опыта во время создания произведения искусства. Хотя основатель программы Эдит Крамер сознательно отрицала психодинамические трактовки в подходе к изобразительной продукции и понятия переноса, сейчас в 3-х годичную программу специалистов включены специальные курсы посвященные освоению психодинамической теории ( механизмам переноса, защитным механизмам, стадиям развития эго) в  контексте арт-терапевтической практики. Да и сама Эдит Крамер преподает курс, посвященный  психодинамическим процессам. Среди преподавателей превалирует число психологов с психодинамической ориентацией, как это не противоречит  изначально идее основания программы и философии основательницы.  Среди других основателей программы такие известные имена как Ханна Квитковска, Элионор Ульман. Среди основных дисциплин арт-терапия с детьми  и взрослыми, арт-терапия с семьями, групповые процессы, также предлагаются дополнительные колковиумы и воркшопы по психофармакологии, арт-терапии по работе с сексуальными меньшинствами и гендерными проблемами, большое внимание уделяется культурным различиям и кросс-культурной арт-терапии. Обязательнвми условиями обучения является прохождение индивидуальной арт-терапии в качестве клиента и еженедельной супервизии. Также программа предоставляет большие возможности для практикума и различных форм интернатуры в психиатрических, образовательных и реабилитационных учреждениях.  

Очень большое внимание уделяется  развитию художественных способностей и пониманию языка искусства, эстетике,  семантике искусства.  Автор статьи была удивлена, когда столкнулся с директором программы Анне Милл и группой студентов в одном из Смитсонианских музеев изобразительного искусства, где  у студентов проходило очередное занятие. Надо сказать, что абитуриенты уже должны продемонстрировать достаточно высокий уровень собственного творчества (обязательным условием приема являются портфолио –10 или 15 слайдов с работами, умение обращаться с глиной и производить обжиг керамики.) Среди дополнительных курсов программы есть резьба по камню, спонтанная живопись. Программа делает сильный акцент на овладение именно изобразительными техниками ( работа с глиной, бумагой, живопись) и совсем мало курсов посвященных другим видам искусства. Это высокоспециализированная профессиональная серьезная программа в области арт-терапии.  

В процедуре вступительных экзаменов абитуриенты должны нарисовать мандалу в белом пустом круге в качестве одной из диагностических и кваликафикационных процедур.  

 

New York University  

Основателем этой обучающей программы была пионер Арт-терапии в Америке - Маргарет Наумбург. Она с 1950 года проводила специальный курс, посвященный исцеляющей способности творчества,  на факультете Искусств в Нью-йоркском  Университете.  (NYU)  А в 1973 году  Эдит Крамер продолжила эту традицию и организовала  отдельную   программу  по арт-терапии.   

Сейчас Эдит Крамер  продолжает преподавать на этом факультете.  

Факультет располагается недалеко  в Исторической Гренвич Вилладж в районе Сохо. Сразу за зданием университета  находится улочка, наполненая кафе и магазинчиками, место  распространения  всевозможных рок и хиппи-тусовок Большого Яблока. Тут же недалеко Триумфальная арка, сейчас к ней подкапываются строители, пытаясь сделать ремонт. На другой стороне – парка Джудсон Мемориал Церковь, где в здании католической церкви  уже более 30 лет проходят   перформансы и представления современного танца.  

Директором программы сейчас является Икуко Акоста - терапевт и художница с большим стажем. Насколько мне показалось факультет продолжает развивать подход Эдит Крамер, а именно  отсутствию глубокого психоаналитического анализа, делая акцент на исцеляющую функцию самих занятий искусства и более тонкого понимания языка искусства. Одна русская студентка, обучающаяся на этом факультете жаловалась на поверхностность   психотерапевтического подхода. Да, если ты учился в МГУ на Психологическом факультете, то по теоретической психологии вряд ли будут тебе равные  в Америке, а особенно в  знании Выготского и Леонтьева. 

Зато кабинеты и классы оборудованы станками для работы по дереву  и  по металлу. Студенток учат работать с различными художественными материалами и ценить и понимать язык искусства. Сложилось впечатление, что здесь больше готовят художников, способных работать в студиях с нуждающимися людьми и фасилитировать их процесс.  

 

Naropa University  

Earth my body 

Water my blood 

Air my breathing 

Fire my spirit 

 

 Частный университет основанный в 1974 году тибетским мастером медитаций и буддистским учителем Чогьмой Трунгпой  в Болдере в непосредственной близости к Национальному парку Скалистые Горы   является одним из крупнейших центров изучения буддизма на западе. Уникальный дух. Университет создан декларируемым подходом целостного подхода к обучению, то внимание уделяется не только  интеллектуальных навыков и получению знаний, но и развития интуиции, сердца и духа.  В университете функционирует Марпа-центр бизнеса и экономики, где в глобальном экологическом подходе преподаются коачинг и лидерство, также другие центры, где преподается    буддийская философия, транс персональная психология, существует центр аутентичного движения, студия для арт-теарпии, театр,  где показываются перффомансы и представления, несколько удобных залов для медитаций.  

Все занятия в университете, которые проходят в очень мягкой  свободной атмосфере начинаются с медитации. Это действительно уникальная интернациональная коммуна, предоставляющая условия для высокопрофессионального образования  ( все программы акредитованы и лицензированы государством).  Среди приезжающих преподавателей также известнейшие специалисты из разных стран. Автору статьи удалось побывать на семинаре проводимым Станислафом Грофом. В Университете действует библиотека Алана Гинзберга и наряду с изученим сравнительной психологи, экопсихологи, изучении религии также широко развито литератуное направление.  В Универстите много инновационных программ не имеющих аналогов в мире. Сущесвует программа по терапии Дикой Природой ( (Wilderness therapy) .  Помимо основных курсов на базе Наропа Университета происходит огромное количество семинаров по совершенно различным темам, поражающим своим разнообразием от использования ритуалов  и целебной силы голоса до изучении теории хаоса, семинары по тибетской медицине и йоги, занятия боевыми искусствами и различными направлениями современного танца, включая контактную импровизацию.  Это уникальное место сочетающее западные традиции обучения с восточным образовательным подходом.  

В Университете действует факультет трансперсональной арт-терапии.  

 Одной из ведущих философий факультета является представление о том,  что терапевт работает для соединения тела, эмоций ума и духа в человеке. По глубокому убеждению организаторов программы этот глубокий путь начинается с себя и программа во многом ориентирована на самопознание и всестороннее развитие будущих арт-терапевтов. «Это не формы мы лепим, но себя» 

 Такая же гибкая как креативный процесс, трансперсональная арт-терапия  сочетает западный подход с  древней мудростью. Создания произведения искусства приглашает нас к аутентичному глубокому  общению с культурой и  собой, процессом и продуктом. Образ полученный в результате творческого процесса воспринимается как живой учитель ведущей к более глубокому личностному и культурному пониманию. Сострадание сочетается с профессиональной компетентностью.  

Также как и в других программах по арт-терапии здесь помимо транспероснального подхода к арт-терапии и медитации существуют такие программы как история и теория арт-терапии, профессиональная этика, теория семейных систем, арт-терапия с детьми, групповая арт-терапия.   Программа делает акцент именно на использовании изобразительного языка – рисунок, скульптура. Постоянно на территории Университета  Парамита кампус)  действуют выставки работ студентов. Прямо перед кабинетами и классами  по арт-теаприи расположен большой садик с бассейном и красными рыбками. В самом окружении и пространстве университета чувствуется очень много приятия и любви. Скалистые горы, которые видны отовсюду постоянно напоминают  и дают отдохновение для души. Обучение в таком место дает очень большой ресурс и запас равновесия  и душевных сил вместе с приобретенными знаниями. Однако, настораживает некоторая оторванность студентов многих программ от реальной жизни. Насколько будет возможно потом многим из них, получившим такое образование интегрироваться в реальный мир, где может быть так много трудностей. 

 

Калифорнийский Институт Интегральных Наук (CIIS) 

Еще одно частное уникальное образовательное учреждение США.  Институт находится в центре Сан–Франциско  и также базируется на идеологи равенстве религий и систем мировоззрения, прежде всего восточной и западной.  В институте  существует несколько подразделений:  Школа изучения сознания и трансформации, Сравнительных исследований, ( например есть уникальный факультет Западно-Восточной психологии) Большое внимание уделяется гендерной проблематике и есть факультет Женской духовности ( Women’s Spirituality), также   Школа профессиональной психологии с таким подразделениями как (Соматической терапии,  Терапии Творческим выражением, Драма –теарпии, клинической терапии, Интегративной консультатционной психологии) Это один из немногих  университетов США, где располагается  программа по терапии Творческим выражением. ( основана в 1995 году)   Как уже отмечалось выше особенностями Expressive arts therapy  молодого направления возникшего в 70-е годы является сочетание различных арт-модальнойстей в терапевтическом процессе и в процессе обучения также основными идеологами этого направления являются Шон Мак Ниф и Паоло Книлл.  Отдельное внимание уделяется кросс-культурной терапии и работе с алкоголизмом или гендерными расстройствами .  

В продолжении данного раздела мы помещаем интервью с выпускницей факультета Терапии Творческим Выражением  (Expressive arts therapy)  Жанной Голдфайн, которая больше сможет рассказать о специфике данной программы.  

Возвращаясь в Росси, возникают вопросы  

Каким путем идти образованию в сфере терапии искусств в Росии?  

Ясно, что подобное образование должно учитывать все современные тенденции связанные с возможностью использовать мультимедийных форм искусства (видео, фото), жанров современного искусства. При этом быть глубоко укоренено в действительно глубоком понимании и использовании языка искусства, а  при этом быть высоко профессиональной с психологической точки зрения.  

В России все еще очень мало развиты исследования в сфере арт-теарпии и терапии искусствами и исследования сознания через искусство. Больше развито направление, связанное с воздействием творчества на развитие и коррекцию,  прежде в сего в педагогике и специальной педагогике, проводимые в русле отечественной психологической теории. Однако появляются и отечественные исследования, проведенные именно в русле исследования различных диагностических и коррекционных воздействий изобразительных методов ( Копытин, Назарова , Загорск)  

Важным остается вопрос о единстве терминологии и единстве образовательных стандартов. А также сближении государственных частных и международных стандартов в образовании. Пока официально профессии арт-терапевт в России не зарегистрировано, но учитывая запрос общества к экологическим формам исцеления и отход от жесткого психиатрической формы насильственных лечений, можно ожидать изменений в этой сфере.  Специалистам необходимо консолидироваться для решения многих профессиональных проблем, интенсифицировать перевод и издание книг в этой области и приглашение иностранных коллег. Наблюдаемый увеличивающийся запрос и интерес к этой сфере терапии в России внушает надежды, что современная формирующаяся российская терапия искусствами найдет свой путь, который сможет обогатить и западный опыт в этой сфере и поможет разрешить многочисленные профессиональные вопросы. 

 

Интревью с Жанной Голдфайн. Вопросы задавала Варвара Сидорова 
 

  1. Довольны ли вы образованием, которое вы получили? Несколько слов о том как проходило обучение и когда вы закончили? 

 

Образование я получила можно сказать фантастическое. Калифорнийский Институт Интегральных Наук – Мекка для тех, кто всерьез интересуется Восточными науками и духовными практиками, трансперсональными подходами к современной психотерапии, и личной трансформацией. Институт был основан учеником Шри Аурбиндо – Харидасом Чандури,  мотто института -  «образование для ума, тела и души». Каждый урок в институте начинается с короткой медитации и обучение основывается на вере в то, что человек, прежде всего, существо духовное. 

 

Институт состоит из «школы сознания и трансформации» и «школы профессиональной психологии». В школе психологии можно получить степень Магистра (М.А.) в области Клинической Психологии с концентрацией в Интегральной Психологии, Драма-терапии, Сомато-терапии или Терапии Творческим Выражением (EXA); и степень Доктора (Psy. D.) в области Клинической Психологии. 

 

Я получила M.A. в Клинической Психологии с концентрацией в Терапии Творческим Выражением в 2004 году. Программа состояла из двух лет теоретических и практических курсов, и года практики.   

 
 

  1. В чем специфика вашего образования? Какова необходимая базовая подготовка
    по психологии? Изучаете ли вы в процессе обучения другие психотерапевтические направления? Проходите ли специальную арт подготовку?

 

CIIS, а особенно в программа EXA, придает большое значение личному опыту психологически-духовной трансформации - все письменные работы должны использовать личные переживания и опыты. Студенты учатся «друг на друге», а также пробуют на себе все изучаемые методы. В программе ЕХА это было особенно заметно – мы постоянно рисовали, клеили, лепили, двигались, играли, и творили вместе, анализируя собственные чувства и реакции и учась друг у друга.  

 

Для поступления в программу не нужно иметь никакой базовой подготовки кроме личного  творческого опыта и четкого осознания собственных целей (на собеседование просят принести сочинение на тему «почему я хочу быть психологом» и портфолио собственных творческих работ).  

 

Обучение включает в себя курсы по традиционным и современным направлениям психотерапии (психоанализ, юнгианская и гуманистическая психология; экзистенциальная, человеко-центрированная, трансперсональная терапии, итд.), включая групповую и семейную терапии, терапию с детьми, психо-фармакологию, итд. Параллельно преподаются курсы по различным методам EXA – арт-, драма- и музыко-терапия, интермодальная терапия, итд. Таким образом, программа покрывает все виды вербальной терапии наравне со всеми существующими направлениями Терапии Творческим Выражением. При этом, лейтмотивом через все теории проходит идея интегрального развития и исцеления человеческого сознания, тела и души как единого целого. 

  

 
3. Несколько слов о преподавательском коллективе? 
 

Все учителя в CIIS идут в ногу с его интегральной философией – у всех есть установившаяся духовная практика, на психологическом факультете все профессора – практикующие психологи. Мой любимый профессор – директор программы EXA Джэк Уэллер. Его курс «Сила Творчества: Искусство, Мистика и Творчество» - тонкая смесь поэзии, мудрости и духовности, на столько же элегантна и естественна, как поток Дао. 

 

 

  1. В каких отношениях в вашем направлении находятся искусство и психотерапия?

В прямом ;) 

В основе Терапии Творческим Выражением (или, как ее сейчас называют в России, Терапии Искусствами) лежит вера в то, что «творчество лечит». ЕХА соединяет в себе арт-терапию, драма-терапию, танцевально-двигательную терапию, музыкальную терапию и все другие существующие и не существующие терапии «творчеством» используя «интермодальный подход». Рисунок, движение, звук, игра, воображение и поэтическое слово используются как инструменты самовыражения, как способы подключения к глубоким слоям подсознания, до которых мы редко добираемся используя традиционную вербальную терапию.  

 

5. Как были формы контроля, каков был итоговый контроль? 
 

В CIIS не уделяется особое внимание контролю или оценкам. Большинство учеников выбирают систему Pass/Fail (прошел/провалил), и провалить предмет можно только не сдав все необходимые работы или прогуляв больше чем один класс. Учителя обычно не ставят оценок на сочинениях и тестах, и не навязывают ученикам свое мнение. Единственные предметы, в которых существуют объективно правильные ответы – это психопатология, психо-фармакология и «закон и этика» (т.е. предметы, навязанные институту штатом Калифорнии). 

  

6. Была ли у вас возможность прохождения практики, интернатуры? 
 

Диплом Магистра включает в себя три семестра практики (которую я проходила в Русско-Язычной Психологической Клинике в Сан-Франциско). После получения диплома нужно отработать 3000 часов интерном чтобы получить лицензию психотерапевта (закон Калифорнии). Институт помогает найти место для практики и для интернатуры. 

 

  1. Ваши дальнейшие планы?

Сейчас я прохожу второй год интернатуры в Центре Живых Искусств в Сан-Франциско (Living Arts Counseling Center), и работаю со стариками, взрослыми, детьми и подростками. Половина моих клиентов – русскоязычные эмигранты из Советского Союза. Я также провожу семинары и тренинги по Терапии Творческим Выражением. В моих планах «вывезти» свою практику за границу, а точнее – в Москву ;) 

 

В следующем году я собираюсь провести летний практический интенсив по Интермодальной Терапии Творчеством в программе повышения квалификации по терапии исусствами на базе МГППУ, а также публичный семинар «Целительная Сила Творчества».  Очень хотелось бы поделиться своим образованием и опытом с земляками. 

 

  1. Что-то еще что вы считает необходимым добавить о специфике данного вуза в целом или вашего факультета.

CIIS с радостью принимает интернациональных студентов, и помогает им с жильем, финансами, работой и визой. Если вы хотите узнать подробно об этом процессе, об Институте в целом, или о программе EXA – обращайтесь ко мне используя интернет. Я буду рада ответить на любые ваши вопросы. 

 

Жанна Голдфайн, M.A., MFTI 

Творческая Терапия 

zhanna@zhanna.net 

Статью и вопросы подготовила В.В. Сидорова  

Руководитель программы повышения квалификации по применению методов терапии искусствами в психологическом консультировании и психокоррекции. МГППУ ф-т психологического консультирования. 

 

 

 

Литература: 

 

1.Бетенски Мала «Что ты видишь?» Новые методы арт-терапии Эксмо-пресс  Москва 2002 

2.Л.Д.Лебедева «Практика арт-терапии:подходы, диагностика, система занятий» «Речь» Санкт-Петербург 2003 

3.Арт-терапия в эпоху постмодерна (под редакцией А.И. Копытина) «Речь» Санкт-Петербург 2002  

4.Сью Дженингс, Асе Минде «Сны маски образы. Практикум по арт-терапии»  Москва Эксмо 2003 

  1. Практикум по арт-терапии  ПодребА.И. Копытина  Питер Санкт-Птеребург  2000 
  2. Копытин  А.И.«Основы арт-терапии» Санкт Петербург 2000 
  3. Копытин А.И. «Системная арт-терапия» «Питер» 2001
  4. Копытин А.И.«Хрестоматияпо арт-терапии» «Питер» 2001 

9.. Копытин А.И. «Теория и практика арт-терапии» «Питер» 2002 

Интервью с Джудид Рубин Исцеляющее искусство   №4  2002 

  1. Pat B. Allen “Art is a way of Knowing” Shambala 1995

 11.Paolo J.Knill Helen Nienhaus Barba Minstrels of Soul  Intermodal Expressive Therapy   

12.Penny Lewis “Creative transformation- the healing power of the art” Chiron Publications  1993  

13.Margo N.Fuchs Palmerstone press Toronto 1993 

14.Newsbriefing The british Association of Art Therapist December 2004 

 

 

 

1 января 1970 года· ·

Интермодальная
терапия искусствами

Наш центр открыл свои двери в 2005 году для всех и каждого. Ждем вас на наших мероприятиях

Карта сайта

Фотогалерея

Подписаться на новости и новые события